«Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке»
Проведение подвижных игр и упражнений в
основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей,
способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья. Подготовка к проведению
подвижных игр и упражнений на прогулке несложна. Выходя на
прогулку, дети выносят нужный инвентарь: несколько мячей, скакалки, кубики,
веревки и т.п. если требуется, дети вместе с воспитателем устанавливают на
площадке гимнастические скамейки для проведения игр или игр – эстафет. В теплый
период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулке, так и в
конце. В холодный период – в конце прогулки с тем, чтобы разгоряченные дети
сразу уходили в помещение.
Вначале проводится бессюжетная игра или
эстафета. Она повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит за точным выполнением
правил: раньше времени не выбегать, сбил кеглю, вернись и поставь на место и
т.д. Временно освобожденные после болезни дети привлекаются воспитателем в
качестве помощников и судей.
Затем детям предлагают выполнить уже
знакомые упражнения в основных видах движений: прыжки в длину с места, ходьба с
перешагиванием через предметы, метание и др. При необходимости нужно оказать
помощь, сделать индивидуальные замечания.
Таким образом, дети изучают движение на
физкультурном занятии в зале, закрепляют во время игр и упражнений на прогулке.
Через некоторое время это движение выполняется во время эстафеты или игры.
После того, как упражнение в основном движении повторено 3-4 раза, воспитатель
организует подвижную игру. Сюжет игр подобран так, чтобы дети активно
двигались: бегали, прыгали, метали.
Во время игр и проведения основных
движений дети одеты в обычную одежду для прогулок, поэтому воспитатель должен
следить, чтобы они не перегревались. При большой активности детей в игре можно
несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия
детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить
активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время
между повторениями.
При организации двигательной деятельности
на прогулке большое место отводится спортивным играм и упражнениям.
Обучение детей спортивным упражнениям и
элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных
занятиях, организуемых на воздухе. Но для того, чтобы дети овладели навыками
спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо
повторять и закреплять их во время прогулок.
В зависимости от погодных условий, наличия
спортивного инвентаря, степени овладения детьми той или иной спортивной игрой и
упражнениями воспитатель распределяет виды упражнений на все дни недели. В
одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, в других случаях
на прогулке планируется только один вид спортивного упражнения. При этом дети
могут играть только в присутствии воспитателя.
К участию в спортивных играх и упражнениях
воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно усвоили
упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому,
чтобы активно действовали все. Дети должны овладеть не только элементами
спортивных игр, но и знать их основные правила, название спортивного инвентаря,
уметь ухаживать за ним. Обучение спортивным играм значительно ускоряется, если
воспитатель сам принимает в них активное участие, руководит действиями детей.