Консультация «Мой веселый звонкий мяч»
«Мой веселый звонкий мяч»
Он забавный и
смешной
Вместе скачет он со мной
Ловко прыгает
как зайчик
Полосатый, круглый……
Мячик
Мяч это
игрушка, занимающая особое место в жизни ребенка Первые игры с мячом бесценны
по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и
интеллектуального развития ребенка. На протяжении всего дошкольного детства
игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя
огромную радость детства. Игры с мячом развивают у детей глазомер, координацию
движения, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Ребенок с
первых лет жизни. не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит,
бросает, катает, что развивает его эмоционально и физически качества. Игры с
мячом важны и для развития рук малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют
особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее,
тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит
накопление информации, а следовательно интеллектуальное развитие ребенка. Игры
с мячом также способствуют развитию речи ребенка. Современные научные данные
подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за
артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном
иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга.
Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся
рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их
активность. В младшем возрасте дети знакомясь со свойствами мяча, выполняя
разнообразные действия получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного
пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось
бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что
благоприятно влияет на осанку ребенка. Делаем выводы, что игры с мячом –
специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать,
перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом
развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска,
развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют
эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и
для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают
работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Как же научить ребенка ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения
детей упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет
свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении детей
преимущественно используются игровые приемы. Так как дети лучше воспринимает
показ движения, чем его словесное описание, независимо от его сложности или
новизны взрослый показывает упражнения, сопровождая их простым и доступным
пояснением. Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности.
Зрительные впечатления у детей преобладают над их словесным выражением. Ребенок
не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении, и поэтому не
всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т.п. На
пример, показывая ребенку, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за
головы, мама или папа сопровождают показ простым, доступным для понимания
пояснением: «Я сейчас брошу свой мячик далеко-далеко. Смотри, как я это делаю.
Я возьму мяч двумя руками и подниму его вверх. Какой красивый у меня мячик! А
теперь я спрячу его за голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!»
Пояснение чаще всего сопровождается показом даже при выполнении знакомого
упражнения: взрослый напоминает, что надо делать, и тут же сам дает показ
движения. Конечно, ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же
упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы
создать у малыша правильный образ движения (прокати мяч в ворота, брось мяч
через веревочку). Такие способы выполнения движений в силу своей конкретности
помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее
более целенаправленно. Задания должны быть простыми и доступными. Благодаря
многократным повторениям у ребенка образовываются более прочные двигательные
навыки, он начинает выполнять движения более свободно, без лишнего напряжения.
У ребенка появляется своеобразное «чувство мяча». Таким образом, ребенку
свойственно многократное повторение движений как во время овладения им, так и
после уже появившегося двигательного умения. Ребенок может без устали и с
большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки,
забрасывать в корзину или ящик.
Какие же конкретные рекомендации можно дать
родителям?
· Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20
см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса,
резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из
скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.
· Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете,
бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего
малыша.
· Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного
движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не
удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание,
неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с
ребенком, когда он будет находиться в хорошем настроении.
· Проявите фантазию, изобретательность, используйте для
игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые
бутылки, длинные шнурки и т.п.
· Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры,
систематически повторяя их. Для этого возраста достаточно, чтобы ребенок
научился прокатывать мяч в даль в заданном направлении, бросать мяч об пол и
вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.
· Не
забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Обращайте
внимание на упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима с
вашей стороны. Представьте себе, что вы сами – ребенок. Прекрасно, если вы
ободрите своего ребенка похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый,
быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои
умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно
развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше,
осваивая новые, более сложные движения и игры. Рифмовки (стихотворный текст)
при выполнении движений с мячом, помогают сделать игру более понятной, а
главное, задают ритм выполнения игрового задания. Неудивительно, что игр с
мячом накопилось за предшествующие века очень много – каждая со своей историей,
правилами и традициями. Некоторые стали настолько популярны, что без них нельзя
представить современный спорт (футбол, баскетбол, волейбол, и т.д.) Теперь
любой ребенок имеет возможность выбрать мяч для игры на любой вкус: из резины,
кожи, пластика, любого цвета, прыгучий или не очень.