Степ-аэробика
Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.
Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных упражнений (энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода) выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, который направлен на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Степ-аэробика - один из
самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с
английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика – это ритмичные движения
вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в
зависимости от уровня сложности упражнений.
Использование степ – платформ –
это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах
подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Степ - платформа является
многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и
профилактических задач.
Степ-аэробика развивает
подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет
мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела,
нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать
хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует
гармоничному развитию.
Упражнения для степ–аэробики подбираются
преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие
активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные
процессы, простые по своей двигательной структуре).
Комплекс упражнений состоит из
подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает
разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
Все упражнения основной части
выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой.
Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление,
выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ-аэробики, как полное
занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по
мере их усвоения могут изменяться и усложняться.
Степ-платформа используется разнообразно:
в качестве оборудования для формирования
основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
для подвижных игр;
для проведения эстафет;
для выполнения ритмических композиций,
танцевальных движений;
для индивидуальной и самостоятельной
двигательной активности.
Начинать обучение лучше
всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.
Постепенно усложняя комплекс, можно
перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу
несколько суставов и групп мышц, частей тела.
Показ и объяснения не должны носить
слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и
интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной
технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
Нагрузка должна быть оптимальной.
Чтобы избежать ошибок в
обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной
методике.
1. Метод сходства.
При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема,
направление перемещений или стиль движений.
2. Метод усложнения.
Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное
усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения,
изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения,
предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их
объединение в одном упражнении.
3. Метод повторений.
4. Метод музыкальной
интерпретации.
Конструирование
упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут
отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.)
5. Метод блоков.
Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое
соединение.
6. «Калифорнийский
стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед
выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод
усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с
перемещением в разных направлениях.
Таким образом,
использование в практике работы занятий физической культурой на основе
степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного
возраста, позволит повысить эффективность процесса физического воспитания.