Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере.

         Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача «становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере».

Как реализовать данную задачу в условиях дошкольного учреждения?

Развитие саморегуляции – важное направление психического и физического развития дошкольников. Это личностное новообразование, которое формируется в различных видах деятельности и означает произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция реализуется в индивидуальной форме, зависит от конкретных условий, от особенностей нервной деятельности и от личностных качеств ребенка.


Задачи становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере:
— формировать умение дошкольников произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
— способствовать умению различать и сравнивать мышечные ощущения;
— формировать умение соотносить характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) с характером движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм).

Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции и применяемыми в дошкольном учреждении являются:

1. Дыхательные упражнения. Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.
Задача — освободить дыхание от напряжения и ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.

2. Массаж и самомассаж. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.
У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.

3. Растяжки. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, снять утомление, улучшить осанку. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе.
Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга

Популярные сообщения из этого блога

Что обычно ждут дети в детском саду?

Физкультура для дошкольников в домашних условиях

Подвижные игры весной на свежем воздухе